50def5db     

Пьецух Вячеслав - Уроки Родной Истории



Вячеслав ПЬЕЦУХ
Уроки родной истории
Пособие для юношества, агностиков и вообще
С частной точки зрения история - это вот что: одни люди приходят
невесть откуда, другие уходят невесть куда. Но если взять объективнее, то
окажется, что история есть путь человечества от стаи до совершенной
личности, заключающей в себе цель, средство плюс потомственную мораль.
Происходит это превращение через длинную-предлинную череду безобразий,
которые цепляются друг за друга и после дают более или менее положительный
результат. Скажем, английские колонисты последовательно вырезают индейцев,
а потом из этого получается телефон.
Впрочем, не исключено, что исторический процесс не имеет цели, как
свободное электричество, а просто люди приходят невесть откуда, оставляют
по себе некую сумму количественных перемен, а потом уходят невесть куда.
Такая догадка потому кажется соблазнительной, что покуда особых
дистижений-то на пути от стаи до совершенной личности не видать. Разве что
род людской еще не вышел из стадии юности и с нас настоящего спроса нет...
Ведь недаром становление человечества подозрительно похоже на становление
человека, который неизбежно проходит через золотой век детства, дикое
отрочество, а также романо-германство юности, придурковатой, ожесточенной,
неосновательной и в то же время прекрасной, как Парфенон.
Казалось бы, странно: два с половиной миллиона лет существует человек,
а все у него юность, с которой настоящего спроса нет. Дело, однако, в том,
что мы имеем глухое понятие о времени, в частности, мы неспособны
постигнуть вечность и даже протяженность часа у нас зависит от рода занятий
и состояния поджелудочной железы. Два с половиной миллиона лет - это,
конечно, срок, но критический ли, особенно если принять в расчет, что ты
сам родился на другой год после окончания Великой Отечественной войны,
которая представляется нынешнему юношеству такой же седой древностью, как
война Алой и Белой роз; что твоя матушка еще застала в живых старшую дочь
Александра Сергеевича Пушкина, а твой крестный отец младенцем оглох на
левое ухо от пушечного выстрела, который послужил сигналом к восстанию 25
октября; что ты был современником вдовы Саввы Морозова, владевшей во время
оно дворцом на Спиридоньевке, целовал женскую руку, которая стирала
смертную рубашку Антона Павловича Чехова, и в детстве носил тюбетейку,
дошедшую до нас из той давней эпохи, когда на Московское государство
ежегодно совершали набеги дикие крымчаки; и, может быть, мы только потому
такие злые олухи, что двадцать веков христианства - это сравнительно
ничего.
Следовательно, Крестовые походы случились, можно сказать, вчера, ну
позавчера, и малоудивительно, что человек покуда не достиг завораживающих
успехов на путях эволюции от стаи до совершенной личности, что он еще во
многом жулик и обормот. Но вот крокодил: ведь он куда старше человека, на
многие миллионы лет старше, а по-прежнему не больше, чем крокодил; человек
же начинал с таких идиотских шалостей, как покорение Индии, а в наше время
он смирно таращится в телевизор и его географические притязания не идут
дальше шести соток под лачужку, картофельную грядку и клумбу для георгинов.
То есть кое-какие промежуточные достижения эволюции налицо, и,
следовательно, у истории есть цель, и цель эта есть именно хомо сапиенс,
сиречь человек разумный до такой степени, что он всем желает спокойствия и
добра. В свою очередь, наличие цели обличает причастность к историческому
процессу некой изначальной,



Содержание раздела